Полипланы

В истории развития науки и техники немало примеров, когда смелые научные идеи находят свое воплощение спустя многие годы после того, как были высказаны впервые. При этом зачастую они обретают новые грани: ведь их реализация идет на совершенно новом научном и техническом уровне, в новых областях знаний и направлена на решение новых задач.

Все сказанное с полным основанием может быть отнесено, например, к решетчатым крыльям: еще на заре развития авиации предлагались аэродинамические схемы самолетов с решетчатыми крыльями — несущими системами из большого числа плоских пластин (планов).

Некоторые из этих схем приводил Н. Е. Жуковский в работе «Теоретические основы воздухоплавания».

Жуковский с учениками провел теоретические и экспериментальные исследования таких несущих систем. В 1911 г. С. А. Чаплыгин написал статью «Теория решетчатого крыла». Позже полипланные несущие системы рассматривались как своеобразное логическое развитие схемы бипланов. В дальнейшем интерес и к полипланным, и к бипланным системам уменьшился — с увеличением скоростей полета самолетов главное внимание исследователи и конструкторы стали уделять монопланным крыльям. На том уровне развития науки, техники и технологии они оказались более эффективны.

Полиплан

В конце 40-х годов исследователь В. ф. Шушпанов изучал аэродинамику складывающихся решетчатых крыльев. Их хотели использовать на планирующих торпедах. Результаты обнадеживали, и работы были продолжены. Первоначально разрозненные усилия разных людей в 1955 году вылились в создание целого комплексного научного направления. Возглавил его профессор С. М. Белоцерковский. С этого времени начались широкие теоретические и экспериментальные исследования по аэродинамике, конструкции, прочности и технологии изготовления решетчатых крыльев. Ученые получили теоретические методы расчета их аэродинамических характеристик в широком диапазоне скоростей — дозвуковых, трансзвуковых и сверхзвуковых. Для этого целый коллектив исследователей — С. М. Белоцерковский, В. С. Демидов, Л. А. Одновол, Ю. 3. Сафин, В. А. Шитов, Л. Н. Кравченко, Б. И. Ульянов — провел множество лабораторных и натурных испытаний.

Благодаря выполненному профессором А. И. Тюленевым анализу прочностных и жесткостных свойств новых несущих систем стал ясен путь выбора наиболее рациональных конструкций решетчатого крыла. Ученый предложил новые их схемы: с переменным шагом по размаху, с косой ячейкой, цилиндрические, с полыми планами и т. д.

Полиплан

Важное значение имело и то, из чего делать крылья. И теоретическими, и экспериментальными исследованиями, имеющими целью выбор наиболее подходящих из уже известных и создание новых конструкционных материалов для заданных условий эксплуатации крыльев, а также разработкой технологии их изготовления руководил профессор В. П. Фролов.

Основной целью этого направления стало создание натурных крыльев разных типов, размеров, выдерживающих сильный аэродинамический нагрев. Решение этой задачи сводилось к отысканию оптимального сочетания их формы, несущих свойств выбранных конструкционных материалов и рациональной технологии изготовления.

Сегодня нам уже немало известно об особенностях и преимуществах решетчатых крыльев, мы умеем их и проектировать, и делать, знаем, когда они эффективнее столь привычных всем монопланных. Следствие этого — их внедрение в самых разных областях техники.

 


Технологии, по которым производятся деревянные стеклопакеты, уже давно усовершенствованы и имеют свои положительные стороны, поэтому нельзя при выборе видов стеклопакетов руководствоваться мыслью о ненадежности природного материала перед воздействием негативных климатических факторов.


Спецтехника и подъемное оборудование для строительства и обслуживания аэропортов Омска
Американский концепт летающего автомобиля
Виды предельных режимов полета
Простая заправка вертолетов
Ил-2 - каждый полет как последний