Самолёты

Ил-2 - каждый полет как последний

Уже в Первую мировую войну имелся опыт использования авиации в военных целях, но изготовленные из дерева самолеты были легкой мишенью даже для обычных винтовок. Вынесенный из этой войны опыт поставил перед авиаконструкторами нелегкие задачи: необходимо было улучшить защиту самолета, его технические характеристики и вооружение.

Сложность этого задания была очевидной и предполагала поиск равновесия между необходимостью улучшения технических характеристик самолета и увеличением его веса.

Эту задачу с успехом решил выдающийся авиаконструктор Сергей Ильюшин, который уже в молодом возрасте одержал победу на международных соревнованиях авиаконструкторов в Германии в 1925 году. В 1931 году Ильюшин возглавил конструкторское бюро Центрального аэрогидродинамического института — крупнейший научный авиационный центр России.

Сергей Ильюшин вынашивал идею «летающего танка», имеющего в своем арсенале танковую броню и мощное вооружение, которых так не хватало в то время крылатым машинам. И все же эти фантастические планы воплотились в реальность и получили название Ил-2. Это были действительно массивные как танки машины, имевшие два варианта сборки. В основной сборке они оснащались двумя 23-миллиметровыми орудиями, а в противотанковой – 37-миллиметровыми орудиями, пулеметами, бомбами, позднее противотанковыми авиабомбами. Грузоподъемность летательного аппарата составляла около полутоны снарядов и авиабомб.

Основное задание штурмовой авиации – не сражение с врагом в небе, как думает, наверное, большинство людей, а поддержка наземных военных формирований, десантных частей и действий флота у береговой линии. Самолеты Ил-2 стали выполняли важные задания по уничтожению танковой техники, артиллерии, огневых точек, пехоты противника. Илы обеспечивали разгром узлов связи и вражеских штабов, нарушая четкую немецкую систему руководства войсками. Они также часто обеспечивали создание дымовой завесы перед линией фронта перед наступлением наземных войск. Сложность этого задания заключалась в том, что самолеты должны были лететь по прямой на максимально низкой высоте, иначе завеса получалась рваной, что обуславливало крупные потери советских войск во время наступления. На этапе прорыва обороны штурмовые самолеты должны были постоянно сопровождать танковые войска и пехоту и непрерывно лететь над полем боя, уничтожая наземные силы врага.

Хотя эти самолеты и были эффективным оружием, все же и сами они несли очень большие потери. Возможно, по этой причине выпуск Илов был самым массовым: за время войны выпустили свыше 36 тысяч машин. Самую большую опасность для железных птиц Ильюшина представляли немецкие зенитные малокалиберные орудия, которые размещались на расстоянии 1-2 км от линии фронта. Вражеская зенитная артиллерия поражала штурмовиков с больших расстояний (до 8 км) и основные потери причиняла первым залпом.

Ил-2 во многом проигрывал немецким самолетам, а тем более истребителям. Для выполнения своих задач он был обшит сплошной броней, что давало ему преимущества при попадании в корпус, но лишало скорости и маневренности. В отличие от других самолетов Ил-2 вначале был одноместным, и только в начале 1942 года начался выпуск двухместных самолетов. Но место стрелка было не так хорошо защищено, как кабина пилота, в результате чего по статистике стрелки гибли в 7 раз чаще.

Фактически снизить потери Илов удалось только тогда, когда на операциях их стали прикрывать истребители, а вошедшие в историю Великой Отечественной войны победы над фашистскими танками, стали реальностью только в 1943 году после включения в боекомплект самолетов малокалиберных бомб и противотанковых авиабомб.

Каждый вылет штурмовика мог стать последним, ведь Илы фактически не только участвовали во всех боевых действиях Великой Отечественной – отчаянные летчики-штурмовики направляли свои машины в самое пекло, в сердцевину боя.

Прослушать музыку о военных самолётах и их участии в Великой отечественной войне.



Беспилотный летательный аппарат Cessna 208B