2009: год кризисный, но не провальный. Итоги деятельности Росавиации в 2009 году

07 декабря 2009 года в информационном агентстве «РИА Новости» состоялась пресс-конференция руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Геннадия Курзенкова на тему: «Предварительные итоги деятельности Росавиации в 2009 году».

Как известно, воздушный транспорт России в последние годы развивался успешно. За последние 8 лет пассажиропоток в гражданской авиации России увеличился в 2,5 раза, грузооборот в - 1,5 раза. Темпы роста превышали мировые. Рассматривались амбициозные планы роста перевозок и возрождения авиационной промышленности. К сожалению, эту положительную динамику переломил кризис.

В начале 2009 «кризисного» года, по сравнению с тем же периодом 2008 года произошло снижение объема воздушных перевозок на 20%. В этих условиях для поддержания отрасли Правительством РФ было принято 8 постановлений. В частности, были аннулированы ввозные пошлины на воздушные суда зарубежного производств вместимостью менее 50 и более 300 мест, были выделены субсидии в размере 1,74 млрд. руб. для перевозки пассажиров с Дальнего Востока и Крайнего Севера. В 2010 году на реализацию этих целей будет выделено 2,5 млрд. руб.

Ежегодно увеличивается размер возмещения из средств федерального бюджета в части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства. В 2009 году на эти цели были выделено 800 млн. руб. Утверждены правила представления государственных гарантий по кредитам на осуществление производственной деятельности. Утверждены правила , устанавливающие порядок предоставления субсидий авиаперевозчикам, взявшим на себя обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний, прекратившим операционную деятельность. Эти меры будут пролонгированы на 2010 год.

Кроме того, в 2010 году выделяются средства на переучивание штурманов и борттехников на новые типы воздушных судов с двухчленным экипажем. В 2009 году авиакомпаниям работалось значительно труднее, чем годом раньше. Основная причина- трудности получения кредитов. Большие ставки кредитов вынуждают повышать аэропортовые и аэронавигационные сборы. Не до конца решен вопрос с ценой на авиатопливо. Необходимо платить налоги на воздушные суда западного производства вместимостью от 50 до 300 мест, которыми пользуются наши авиакомпании. Необходимо переучивать персонал на иностранную авиатехнику, причем зачастую за границей, что обходится недешево. При этом платежеспособность населения, которое хотело бы пользоваться воздушным транспортом, очень низка. Отсюда низкая выручка авиакомпаний, недостаток средств на техническое перевооружение, обновление авиапарка и обучение персонала. Нагрузка на авиакомпании в этих условиях очень высока Положение многих авиакомпаний нестабильно.

Ежегодно авиакомпании России платят налоги в бюджет страны в размере 50 млрд. руб. При этом за взлет и посадку на Дальнем Востоке они платят 140 руб. за 1 тонну веса самолета, в европейской части – 145 руб. за тонну. Аэропортовые сборы составляют 2,5 млрд. руб. в год. Тяжелым бременем на авиакомпании ложится высокая цена на топливо, разнящаяся в разных регионах страны. На Дальнем Востоке цена тонны керосина 27495 руб., в Сибири 21174 руб. в европейской части цена составляла в июле 17322 руб., в декабре поднялась до 19785 руб. По мнению Росавиации, Правительство должно, как и раньше, поддерживать воздушный транспорт в будущем.

К основным проблемам следует отнести территориальную диспропорцию перевозок, неразвитость межрегиональных, местных перевозок. Доходит до абсурда, но большинство авиарейсов идет через Москву. Аэропорты Московского авиаузла по-прежнему обеспечивают половину отправок пассажиров на региональных авиалиниях и 70% - на международных линиях. По- прежнему продолжается сокращение сети региональных аэродромов, особенно в северной части страны. Сеть местных авиаперевозок не восстанавливается, несмотря на их субсидирование в ряде регионов страны..

Как это ни печально, несмотря на заградительные таможенные пошлины, необходимость уплаты НДС , лизинг самолетов зарубежного производства остается для ведущих российских авиакомпаний более предпочтительным, чем лизинг российских аналогов, по совокупности всех условий поставки самолетов и их послепродажного обслуживания.

В ходе пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, Глава Росавиации Г. Курзенков заявил, что цены на авиабилеты в 2010 году будут на уровне 2009 года.."Я не думаю, что цены в 2010 году будут выше, они будут как в этом году. Причиной этому является то, что Правительство выделило 2,5 миллиарда рублей на перевозку пассажиров с Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эти средства будут использованы и внутри регионов, они будут поддерживать маршрутную сеть", - сказал Г.Курзенков. По его словам, цены будут выше только в случае резкого увеличения цен на авиатопливо. Было такде отмечено, что, к сожалению, не все пассажиры знают о существовании возможности купить авиабилеты онлайн и таким образом (иногда значительно) сэкономить на покупке. Необходимо проводить работу по информированию населения о всех способах приобретения билетов на авиаперелёты.

Еще одна проблема - недостаточный уровень безопасности полетов. Государственные меры по повышению безопасности полетов в целом обеспечили снижение числа авиационных происшествий, но пока не достигнут среднемировой уровень безопасности полетов. Число катастроф на 100 тысяч полетов в России составляет 0,3, в то время как в странах ICAO – 0,1.

Развитие инфраструктуры аэродромной сети осуществляется в рамках Федеральной целевой программы на период 2002-2010 гг. В 2009 г. работы производились на 64 объектах. НА 2002-2010 гг. в рамках ФЦП планировалось выделение 326 млрд. руб. , из них бюджетных – 91 млрд., а остальные – внебюджетные средства. Эта программа до конца не выполнена по причине недофинансирования. Из бюджетных средств выделено всего 31 млрд. руб., надежды на внебюджетные средства не оправдались. Вот только один пример. Государство взяло на себя строительство ВПП аэродрома Геленджик и построило ее. Бизнесмены должны были построить терминал, но до сих пор не поострили его.

Для поддержания инфраструктуры отрасли необходимо выделять ежегодно 50-55 млрд. руб., пока что фактически выделяется 26-28 млрд. руб. Есть надежда, что необходимые средства начнут поступать начиная с 2011 года. Для поддержки аэродромной сети в районах Сибири и Крайнего Севера начинают создаваться казенные предприятия. Такое предприятие уже создано в Якутии, запланировано их создание на Камчатке и в Чукотке.

Правила субсидирования пассажирских авиаперевозок на Дальний Восток были утверждены Правительством РФ в марте 2009 года. Согласно принятым правилам, федеральный бюджет компенсирует авиаперевозчикам разницу в тарифах через Росавиацию. В частности, речь идет о резервировании в бюджете средств для выделения субсидий авиаперевозчикам для возмещения их затрат на перевозки пассажиров, купивших авиабилеты у компании, впоследствии приостановившей полеты или лишенной лицензии.


Выгодное сотрудничество Казахстан - Россия
Транспортная упаковка
Таможенная очистка как обязательный элемент международных грузоперевозок
Проблема нехватки топлива практически решена
На железнодорожных вокзалах в Москве установлены металлодетекторы